В Москве состоялось заседание по проблемам экологии и природопользования. На мероприятии обсудили перспективы введения экологического налога и последствия этого введения для бизнеса.
Сейчас существуют платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Но эксперты отмечают, что подобные виды платежей в последнее время не показывают свою эффективность, огромное количество природопользователей не контролируются — и, соответственно, не платят никаких платежей. Из-за этого государственные экологические программы финансируются из другого бюджета. Чтобы избежать этой проблемы, эксперты предлагают дополнить Налоговый кодекс главой «Экологический налог».
Расчет экологического налога будет осуществляться, исходя из необходимых ежегодных затрат на охрану экологии. Введение данного налога существенно увеличит природоохранные поступления, так как поможет собирать средства со всех должных плательщиков.
«Для законопослушных предприятий это законодательство теоретически ничего не меняет. Безусловно, у нас очень хорошее, прогрессивное природоохранное законодательство. Вопрос в том, как оно исполняется теми, кто должен его организовывать исполнение, и теми, кто его должен исполнять. Предпосылки появления подобного закона обусловлены недостаточно эффективным администрированием тех платежей, которые предполагается вносить в качестве налогов. Может быть, это будет не изменение в налоговый кодекс, может, это какие-то документы, которые улучшат координацию действий министерства финансов и министерства природных ресурсов, — и тогда мы действительно получим улучшение окружающей природной среды. Потому что все новации последних лет — утилизационный сбор, экологический сбор — очень эффективны, если мы добьемся их исполнения», — объясняет Владимир Аленцин, заместитель председателя Комитета Московской ТПП по проблемам экологии и природопользования.
Но, как любой новый документ, «экологический налог» на этапе разработки имеет свои погрешности.
Эксперты отметили ряд недоработок: если предприятие обезвредило отходы, оно все равно остается плательщиком. В плане написано, что в качестве субъектов, которые обязаны платить экологический налог, включены и физические лица. А это противоречит федеральному закону №7, где указано, что плательщиками за негативное воздействие являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Еще один существенный недостаток: законопроект не обеспечивает целевое расходование собранных средств на природоохранные мероприятия именно в местах негативного воздействия, где оно действительно необходимо. Проработать возможность включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей в январе 2018 года поручил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вступит ли данный закон в силу и как он будет выглядеть в конечном итоге, пока что неясно.
Ссылка на сюжет на сайте Федерального агентства новостей
17 октября 2018 года
К ленте прессы