Александра Кудзагова, исполнительный директор Фонда рационального природопользования, член межведомственной рабочей группы по вопросам экологического просвещения в РФ при Минприроды России, подчеркнула огромную роль педагога, который преподает экологию. «Предмет «Экология» закладывает базовые мировоззренческие принципы, именно он как никакой другой позволяет формировать у подростков навыки XXI века: критически мыслить и анализировать, применять все накопленные ранее знания для принятия решения, оценивать последствия своих решений для окружающей среды», – уверена Александра Кудзагова.
Недаром в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения отнесен к вызовам экологической безопасности. В настоящее время рассматривается вопрос о выделении тематики экопросвещения в отдельный проект в рамках нацпроекта «Экология».
«Формирование экологически ответственного поведения происходит при моделировании различных ситуаций, где обучающиеся могут «проиграть» эти роли, например, я – активный гражданин, я – покупатель, я – пассажир, я – волонтер. Именно так и разработаны в МЭШ уроки, тесты, викторины, эколайфхаки», – пояснила методист Института содержания, методов и технологий образования МГПУ Валентина Туркина. Эксперт подчеркнула, что такой подход позволяет не только проверить знания, но и заставляет логически мыслить, повышает познавательную мотивацию подростков.
В Библиотеке МЭШ, предмет «Экология», можно найти сотни уроков и приложений. «Есть задания, где условия представлены в виде текста, схемы, диаграммы. Есть задания на формирование ценностных ориентаций, задания на работу с информацией: где найти проверенную информацию, как правильно с ней работать. Например, разработан тест на основе материалов доклада о состоянии окружающей среды города Москвы за 2019 год», – рассказала Валентина Туркина.
В МЭШ размещен урок Фонда рационального природопользования «Раздельный сбор и утилизация электронных отходов». «Урок состоит из 10 этапов, быстрая смена деятельности позволяет держать темп урока, удерживать интерес учеников. Этапы можно компоновать в любом порядке, использовать все или выборочно, – пояснила Александра Кудзагова. – В уроке много интерактива: кроссворды, задачки, игры разных форматов, короткий, но информативный видеоролик про переработку гаджетов. В уроке использована только верифицированная информация, только те знания, в которых мы как практики абсолютно уверены».
Отдельно в Библиотеке МЭШ размещен тест «Электронные отходы», основанный на международных исследованиях отрасли переработки электронных отходов, представленных на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2019 году.
Эти материалы могут применяться на уроке, на классном часе, во внеурочной деятельности. Они также являются органичной частью экологической акции «Школа утилизации: электроника», которая с 2018 года реализуется в образовательных учреждениях Москвы в рамках фестиваля «Бережем планету вместе». В этом случае школьники могут применить знания на практике – сдать опасные электронные отходы на экологически безопасную утилизацию не потому, что так сказали, а с полным пониманием, почему нужно делать именно так.
Любые задания предмета «Экология» можно использовать на разных уроках, это позволяет достигать метапредметных результатов, предложила Валентина Туркина. Вопросы биоразнообразия можно рассматривать на уроках биологи, тест по экологическому надзору можно использовать в рамках урока по праву, а тест по климатической политике Москвы – на уроке географии.
Весь вебинар можно посмотреть здесь