Глава российского Правительства Дмитрий Медведев дал поручение разработать предложения по концепции экологического образования в РФ. Поручение дано Минпросвещения РФ и Министерству науки и высшего образования РФ. Срок – до 1 июля текущего года.
Сегодня в России отсутствует система непрерывного экологического образования. Экология не является обязательным предметом в школе. Школьники вовлечены, в основном, во внеурочную экологическую деятельность: акции, субботники. Дополнительное экологическое (а на самом деле, скорее естественнонаучное) образование носит стихийный характер. Даже в самых активно продвигающих экологическое образование регионах им охвачено (в разных формах) не более четверти учеников.
При этом есть закономерность. Если дети 5-7 лет и 8-12 лет практически равномерно вовлечены в экологическое просвещение, то затем показатель резко падает, а к старшим классам школы сводится к нулю. Нарушается непрерывность экологического образования – фундаментальный принцип обучения, воспитания и развития личности.
«Более того, формат разговора об экологии в школе и учреждениях допобразования зачастую устарел и не востребован современными детьми, – комментирует исполнительный директор Фонда рационального природопользования Александра Кудзагова. – Формальность подачи приводят к тому, что тема не находит отклика у детей, остается досадной необходимостью участия в еще одном субботнике или выслушивания очередного «дяди в костюме», который говорит на чуждом им языке».
Так, интерактивные уроки по раздельному сбору электронных отходов, разработанные в рамках программы «Школа утилизации: электроника», всегда вызывают большой энтузиазм у детей и запоминаются. Происходит это в силу наличия интересных фактов, нестандартному подходу к подаче информации, который позволяет взглянуть на тему под новым углом, и, конечно, соревновательным форматам, которые позволяют лучше закреплять информацию и учиться работать в команде.
«Очень хочется надеяться, что предложения, которые будут подготовлены, будут носить комплексный характер. Как с точки зрения тематики (не отдельные, вырванные из контекста темы и примеры, хотя ежики, гибнущие от батареек, стали очень популярны). Так и с точки зрения непрерывности образования и междисциплинарного подхода к преподаванию экологии. Только он позволит ребятам понимать экологические последствия любого решения, или хотя бы иметь привычку задумываться о таких последствиях. Ключевой критерий эффективности экообразовательных программ – чтобы они были интересны современным детям. И, конечно, важный фактор – это актуальность и выверенность преподносимых знаний, чтобы этот предмет не стал еще одним источником распространения экомифов», – резюмирует Александра Кудзагова.
7 мая 2019 года
К ленте новостей