В рамках экологической программы «Шина-2018» собрано и утилизировано 7900 тонн отработанных шин. Это значит, что каждый одиннадцатый автовладелец Подмосковья внес свой вклад в сохранение экологии региона и сдал шины на переработку.
Программа «Шина» реализуется в области с 2013 года Фондом рационального природопользования при поддержке министерства экологии и природопользования Московской области. Программа является частью системы раздельного сбора отходов, создаваемой Правительством Московской области. В 2018 году программа «Шина» признана самой яркой экологической акцией России в рамках всероссийской премии «Лицо нации».
«3 миллиона штук автомобильных шин, которые собраны за шесть лет, – это не шутка, это колоссальный объем! Почти 8 тысяч тонн за 2018 год это очень неплохой показатель. И будем наращивать эти цифры», – рассказал заместитель Председателя Правительства – министр экологии Московской области Дмитрий Куракин.
«В рамках нашего сотрудничества с фондом реализуется ряд экологических проектов, в которых главной движущей силой являются не чиновники, а простые люди, общественность, волонтеры, – прокомментировал Дмитрий Куракин. – Эти проекты показывают более высокую эффективность, чем то, что реализуется усилиями власти. Вовлеченность людей и чувство сопричастности дает совершенно колоссальный эффект. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать такого рода инициативы, будем сами принимать в них активное участие, будем находить синергию, чтобы возможности власти, административный ресурс и общество объединялись вместе для достижения важных, значимых целей, особенно в сфере экологии. Особенно в Московской области, где проблемы экологии стоят наиболее остро», – подчеркнул министр.
Сергей Коротков, директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, так прокомментировал результаты проекта: «Закупка оборудования по переработке шин и даже его изготовление здесь, локализация – не самые главные проблемы, которые стояли перед отраслью. Проблема была в том, чтобы создать инфраструктуру и логистику сбора шин. Честь и хвала нашим коллегам, которые сумели этого добиться. На самом деле это не столько бизнес, сколько подвижничество, это любовь к родине, чтобы было чисто и люди жили в экологически комфортных условиях».
Лидерами по сбору шин в 2018 году среди муниципальных районов стали Щелковский, Солнечногорский и Серпуховский районы. Среди городских округов победителями стали Клин, Домодедово и Рузский городской округ.
«Эковолонтерами года» названы спортсмены из спортивной школы ЦДЮС г.о. Мытищи, расчистившие несколько несанкционированных свалок шин, а также Владимир Карлин, председатель стоянки № 55 РОО «МГСА», и Татьяна Павлова, руководитель общественного экологического движения SecondLife, открывшие пункты приема, где каждый может сдать шины бесплатно.
Первое место в номинации «Популяризация программы «Шина-2018» занял городской округ Ивантеевка. Благодаря постоянным телесюжетам и публикациям в СМИ жители небольшого города за год сдали на переработку 201 тонну «лысых» покрышек. Второе место заслуженно присуждено компании «Шинсервис». В 30 шинных центрах этой сети организован прием шин на переработку за символическую плату в один рубль. Третье место за репортажи о программе занял городской округ Химки.
В 2018 году программа «Шина» реализовывалась при поддержке «ЭкоШинСоюза». «ЭкоШинСоюз способствует созданию и развитию систем сбора отработанных шин во всех регионах присутствия своих партнёров-переработчиков. Спонсорская помощь акции «Шина-2018», крупнейшей программе сбора отработанных покрышек в московском регионе – важный и значительный вклад в дело сбора шин в самом густонаселённом регионе нашей страны. Уверен, сотрудничество ЭКО-ФОНДа и ЭкоШинСоюза положит начало полезной и такой необходимой традиции как для наших граждан, так и для нашей уникальной природы», – отметил исполнительный директор ЭкоШинСоюза Сергей Подойников.
По словам Владимира Аленцина, председателя совета Фонда рационального природопользования, для удобства работы пунктов приема шин от населения фонд в прошлом году снизил минимальный порог вывоза до 200 колес. Кроме того, появился новый специализированный транспорт, который при помощи манипулятора легко достает покрышки из оврагов и болотистой местности.
В 2018 году фонд запустил линию по переработке шин (ранее покрышки передавались на переработку предприятиям-партнерам). Собственное производство, по сути, сформировало замкнутый цикл сбора и утилизации отработанной резины. «Лет 10-15 назад индустрия переработки шин в Подмосковье была представлена единственным заводом. Сейчас уже не хватит пальцев на руках, чтобы перечислить предприятия, цеха и участки, которые перерабатывают шины. Однако по-прежнему остаются незаполненные ниши, например, это крупногабаритные шины. И то, что сейчас у фонда появилась возможность перерабатывать любой тип шин до двух метров в диаметре – это безусловно позитивно», – уверен Владимир Аленцин.
Одним из нововведений 2019 года станет установка специализированных контейнеров для сбора шин. Первые 40-футовые контейнеры уже появились у двух победителей программы: в городском округе Ивантеевка и компании «Шинсервис».
Утильные покрышки разлагаются в земле более ста лет, загрязняя почву и грунтовые воды токсинами и канцерогенными веществами. Однако если их переработать, из них можно производить капельные системы полива, резиновые покрытия для детских площадок, плитку, битумные мастики, кровельные материалы и даже использовать как добавку при производстве новых шин.